Анализ со стороны руководства.
Что это такое?

Общесистемные элементы


Будет представлено много текстовой информации и могут возникнуть вопросы по их обработке

Далее по тексту под системой менеджмента (СМ) подразумевается любая система менеджмента или их комбинации, внедренная на предприятии.

Далее по тексту под системой менеджмента (СМ) подразумевается любая система менеджмента или их комбинации, внедренная на предприятии.

Все представленные примеры взяты из документов действующей системы менеджмента безопасности пищевой безопасности, в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 22000.

Анализ со стороны руководства (АСР) / Анализ высшим руководством – сводный документ по деятельности системы менеджмента и самого предприятия за отчетный период, как правило – 1 год.

Наличие документа по АСР – это требование стандартов серии ISO, к составлению которого привыкли и служба качества, и руководители предприятия.

Многие сотрудники и предприятия рассматривают создание данного документа как «обязаловка» и в нем отсутствует смысл. Возможными причинами такого подхода являются отсутствие понимания или забывчивости, что все показатели системы менеджмента — это в том числе и показатели работы всего предприятия в целом. То есть анализ со стороны руководства необходимо рассматривать с точки зрения развития предприятия и в него необходимо включать многие показатели деятельности предприятия, например, количество выпущенной продукции.

При планировании, а также во время работы с анализом со стороны руководства, могут возникнуть сложности в:

- определении объема и номенклатуры предоставляемой информации для анализа;
- получении предоставляемой информации от сотрудников в установленные сроки.

А теперь рассмотрим указанные сложности подробнее.

Казалось бы, что может быть проще чем взять требования стандарта и выполнить все его пункты – это первая реакция каждого человека при ответе на первый вопрос.

Но не тут-то было, каждый из пунктов включает в себя множество дополнительных подвопросов, о которых с первого взгляда даже и не подумаешь.

В соответствии с требованиями стандарта ISO 22000 на АО «РеалКапс» разработан внутренний документ, в котором описан процесс сбора информации для АСР, представлен примерный перечень вопросов, которые должен включать в себя отчет, а также примерная структура документа, включающая в себя 3 элемента:

- входные данные;
- сам отчет;
- выходные данные.

В качестве входных данных для анализа служат:

I. Документация систем менеджмента:

- Политика в области менеджмента;
- Цели в области менеджмента;
- Контекст организации;
- Утвержденные / переработанные (актуализированные) внутренние документы.

II. Записи по системам менеджмента

- Результаты внутренних и санитарных аудитов предприятия;
- Отчет по претензиям потребителей;
- Отчет о несоответствиях и корректирующие действия;
- Протоколы исследований сырья, готовой продукции (ГП);
- Отчет по сертификационному аудиту;
- Изменения в процессы, направленное на полученное адекватной информации в нужном объеме и в установленные сроки;
- Протоколы всех собраний группы НАССР по решению насущных вопросов;
- Договора с организациями на оказание услуг.

Сам отчет включает:

Количество выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения) действий

Статус действий предыдущих анализов со стороны руководства (9.3.2.a)

Законодательство и изменения в него (в т.ч. и внутреннее)
Изменения конъюнктуры рынка (+/-)
Изменения рынка

Изменения внешних и внутренних проблем, имеющих отношение к СМБПП, включая изменения в организации и ее контексте (9.3.2.b)

Информация о производительности и эффективности СМБПП, включая тенденции

- Предложения по усовершенствованию СМБПП;
- Количество обученного персонала по каждой из разработанных программ;
- Количество новых видов продукции (с точки зрения БПП);
- Перестройка производственных помещений;
- Количество новых видов сырья (с точки зрения БПП);
- Количество поломок и остановок оборудования.

Результата (-ов) мероприятий по обновлению системы;

Результатов мониторинга и измерения;


Анализа результатов действий по верификации, связанных с ППУ и планом управления опасности (см. 8.8.2);

- Количество проверенной продукции, полуфабрикатов на показатели качества в собственной лаборатории
- Количество проверенной продукции, полуфабрикатов в независимой лаборатории
- Количество отклонений от норм
- Результаты анализов по ППР

Несоответствий и корректирующих действий;

- Основные несоответствия, выявленные за отчетный период
- Выполнение коррекции и корректирующих действий по выявленным несоответствиям за отчетный период

Результатов аудита (внутреннего и внешнего;


Проверок (например, нормативных, со стороны клиентов)

- Количество внутренних аудитов и проверенных подразделений;
- Количество санитарных аудитов подразделений;
- Основные замечания, выявленные в рамках внутреннего и санитарного аудитов;
- Выполнение коррекции и корректирующих действий по результатам санитарного и внутреннего аудитов;
- Количество внешних аудитов;
- Основные несоответствия и контроль за их устранением

Производительности внешних поставщиков;

- Претензии по работе с поставщиками (сырье и материалы и услуги) все несоответствия

Обзора рисков и возможностей и эффективности мер, предпринятых для их решения (см. 6.1);

- Актуализация анализа рисков по новому сырью / новой ГП / изменения в технологическом процессе;
- Актуализация анализа рисков в связи с обновленными внешними данными.

Степени выполнения задач СМБПП

- Степень достижения поставленных задач – выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения)
Предложения по усовершенствованию СМБПП

Достаточности ресурсов

Количество и перечень произошедших чрезвычайных обстоятельств;
Мероприятия по корректировке процедуры «Действия персонала в случае аварийной ситуации»;
Тренировочный отзыв (количество и результаты);
Реальные отзывы (количество, результаты, последствия для потребителей)

Любой произошедшей чрезвычайной ситуации, случайности или изъятия / отзыва

Соответствующая информация, полученная посредством обмена информацией с внешними организациями и обмена информацией внутри организации, включая запросы и жалобы от заинтересованных сторон

Работа поставщиков сырья, вспомогательных материалов;
Работа поставщиков услуг;
Работа подрядных организаций;
Количество и анализ принятых жалоб и рекламаций (причины; понесенные затраты; принятые меры)

Возможности постоянного улучшения

Итог по входным данным

В качестве выходных данных анализа могут служить:

1. Пересмотр политики и/или целей в области СМ (в качестве возможных формулировок можно использовать следующие фразы:
- Политика в области СМ актуальна на следующий год.
- Цели на следующий год изложить в следующей редакции.

2. Мероприятия, направленные на повышение результативности действующей СМ:

3. Необходимые ресурсы для результативного функционирования СМ:
перечисляются все необходимые ресурсы (временные, трудовые, финансовые, организационные), которые понадобятся в следующем периоде.

Как Вы видите представленная выше информация позволяет наиболее полно предоставить всю документально подтвержденную информацию, требуемую стандартом.

Фрагмент заполненного анализ со стороны руководства представлен на рисунке.

Рисунок – Фрагмент анализа со стороны руководства за 2018

Полученная статистическая информация должна накапливаться и анализироваться, как минимум по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

При рассмотрении второй сложности (получение предоставляемой информации от сотрудников в установленные сроки) сталкиваемся со следующим:
- Сотрудник службы качества, как правило, с начала декабря начинает требовать ото всех сотрудников о необходимости предоставления всех данных, для их анализа, с целью составления по ним отчета.
- Для предоставления необходимого объема информации, сотрудник должен отвлечься от своей основной работы и предоставить какой-то набор данных для службы качества. Как уже отмечалось ранее, что сотрудники далеко не всегда понимают зачем это надо.

Самый простой механизм для снижения вероятности ошибок, а также разгрузки специалистов от предоставления информации – автоматизация и правильное ведение требуемой документально подтвержденной информацией во время повседневной деятельности, например, ведение всех записей в таблицах Excel или специализированном программном обеспечении.

Специализированное программное обеспечение «АУДИТ СМ», один из возможных вариантов, позволяющий получать отчеты (по управлению несоответствиями, внутреннему аудиту на предприятии) в автоматическом режиме.

Уверен, что после знакомства с настоящей статьей у Вас появилось понимание почему одним из первых документов, который просит предоставить аудитор при сертификационном и/или надзорном аудите – это анализ со стороны руководства.

В результате проведенных сертификационного и двух надзорных аудитов замечаний и несоответствий по содержанию анализа со стороны руководства не выявлено

Обсудить статью в VKontakte
Остались вопросы или
хотите обсудить статью?
Вы можете обсудить статью в блоге VKontakte
(https://vk.com/sistemi_menedgmenta?w=wall-207166600_14)