Прочие статьи

Отзыв / изъятие продукции


В прошлый раз мы рассматривали элемент по работе с обращениями. Оставив вопрос отзыва открытым. Вот пришло время рассмотреть данный вопрос.

Многим известна ситуация, когда автомобильная компания «ХХХ» заявляет о необходимости владельцам марки «СССС» 20NN года выпуска, обратится к дилерам для замены «YYYYYYY». Это один из элементов в системе отзыва продукции, потому что были выявлены какие-то несоответствия во время монтажа или во время работы каких-то узлов. При внедрении системы менеджмента, основанных на принципах HACCP, в пищевых организациях также необходимо внедрить систему изъятия / отзыва продукции.

Для начала давайте определимся, что такое отзыв.

Стандарт ISO/TS 22002-1:2009
«Отзыв продукции, как изъятие несоответствующего продукта с рынка, из торговой сети и складов, оптовых баз и/или баз клиентов по причине того, что продукт не отвечает установленным стандартам».

Требование по необходимости внедрения процедуры отзыва закреплено в двух документах:

п. 8.9.5 ISO 22000:2018
«Организация должна обеспечивать своевременное изъятие / отзыв партий конечных продуктов, которые были идентифицированы как потенциально небезопасные, путем назначения компетентного (-ых) лица (лиц), имеющего (-их) полномочия инициировать и осуществлять изъятие / отзыв продукции».
«Организация должна внедрить системы, обеспечивающие, чтобы продукция не отвечающую требованиям к безопасности продуктов питания, можно было идентифицировать, найти и удалить из всех необходимых звеньев логистической цепочки».
п. 15.1 ISO/TS 22002-1:2009

Многие организации не могут (не хотят) объективно оценивать возможные риски. Как правило, организация начинает считать денежные затраты на сырье, материалы, хранение и производство готовой продукции, зарплату сотрудникам и т.д. Но в данном случае возникают риски не только финансовые, но в первую очередь – репутационные.

В качестве примера, просчета в оценке рисков, хочу привести компанию Cadbury:

«В 2006 году на фабрике крупнейшего британского производителя шоколадных изделий в графстве Херефордшир, произошла вспышка сальмонеллеза, в результате чего инфекцию подхватили около 30 человек, а свыше миллиона шоколадных изделий "Кэдбери" были изъяты из продажи по всей стране.

В 2007-м Cadbury признала свою вину в суде по шести пунктам обвинения, среди которых: недостаточное обеспечение гигиены на производстве, отсутствие должной дезинфекции и ремонта помещений фабрики. В итоге суд Бирмингема оштрафовал производителя шоколада более чем на $2 млн.»

На данный момент Cadbury – это только брэнд, а сама компания была куплена за символичные деньги.

Каждая организация самостоятельно определяет свой путь, и давайте разбираться что необходимо сделать чтобы не повторить судьбу Cadberry.

Репутационные риски обязательно необходимо рассматривать при анализе рисков и возможностей. Что это такое анализ рисков и возможностей было рассмотрено в соответствующих статьях.

Для понимания, что именно необходимо учесть при отзыве, вернемся к требованиям п. 8.9.5 международного стандарта ISO 22000:

«Организация должна создать и поддерживать документально подтвержденную информацию для:
а) уведомления соответствующих заинтересованных сторон (например, нормативных и законодательных органов, клиентов и/или потребителей);
б) переработки изъятых / отозванных продуктов, равно как и продуктов, все еще находящихся на складе;
в) определения последовательности предпринимаемых действий.».
Стандарт ISO 22000:2018

Исходя из рассмотренных требований давайте обратим внимание на схему проведения отзыва / изъятия, представленная на рисунке 1.

Вы ознакомились с началом статьи, посвященной отзыву / изъятию продукции.

Также укажу, что процедура Отзыв / изъятие продукции позволяет определить:

- взаимодействие с поставщиками и покупателями (внешний обмена информации): скорость взаимодействия, наличие контактов поставщиков и покупателей;

- взаимодействие между подразделениями в компании (внутренний обмен информации) – порядок и скорость информирования группы HACCP о поступившей жалобе или результатах проведенных исследований при входном контроле или контроле готовой продукции;

- насколько полно проведена оценка рисков и возможностей в соответствии с п 4 ISO 22000;

- заинтересованность организации по выпуску безопасной продукции, не только на бумаге (цели в области системы безопасности пищевой продукции), но и по факту – проведение реального отзыва;

- необходимость закрепления всех требований стандартов во внутреннем документе организации (стандарт, процедура, инструкция, положение, приказ и т.п.)

Теме отзыва продукции был посвящен вебинар, который прошел 13.09.2023. Видео прикладываю.

preview

Остались вопросы, или Вам нужна консультация по данному вопросу обращайтесь через форму обратной связи или любым другим способом, представленный во вкладке контакты

Статья
"Отзыв / изъятие продукции"


500 ₽
  • Из статьи Вы узнаете:
  • Отзыв, как обязательный элемент при производстве продукции
  • Определение отзыва
  • Требования к отзыву в ISO 22000 и ISO/TS 22002-1
  • Влияние отзыва на репутацию компании
  • Репутационные риски
  • Последовательность отзыва продукции (схема)
  • Описание последовательности отзыва продукции
  • Наличие системы прослеживаемости при отзыве
  • Тренировочный отзыв
  • Оформление документов (документированно-подтвержденной информации)
  • Распределение ответственности при отзыве
  • Информация по отзыву и анализ со стороны руководства.
Хотите приобрести статью или у Вас остались вопросы?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с Вами в течение 4 часов.

Статья для заказа

Статья Отзыв / изъятие продукции